can you hear me, summoner?
а еще у меня на позапрошлой неделе снова началось упоение Стругацкими. читаю везде и всюду, в транспорте, на лекциях, пока готовится еда. не могу остановиться, и вместе с тем страшно - с каждой прочитанной книгой остается все меньше непрочитанных,и настанет день, когда я прочитаю последнюю книгу, и что будет тогда? я так сильно их люблю, больше ни к кому у меня такого особенного отношения нет, и мне будет как-то грустно от того, что не будет больше впереди новых открытий и диалога с АБС, что останется только перечитывать, и что самое грустное - придется смириться с тем, что их самих больше нет. когда я думаю о том, что черт возьми, да я же жила с ними в одно время, у меня была возможность увидеться с Борисом Натановичем, как я вот увиделась с Васильевым, я бы могла поблагодарить и сказать что-нибудь, да и просто увидеть этого удивительного человека, всего каких-то полтора года назад, мне становится очень и очень печально.
есть, конечно, много других замечательных писателей, с чьим творчеством мне хочется ознакомиться, но всё ж таки это уже не совсем то. Стругацкие - это что-то особенное, неотъемлемая часть, как Сплин.
так вот, на позапрошлой неделе я залпом проглотила "Второе нашествие марсиан", "Отель "У погибшего альпиниста", "Пикник на обочине", "Малыша", "Парня из преисподней" и "За миллиард лет до конца света", а сегодня закончила читать "Град обреченный".
"Второе нашествие марсиан"Надо сказать, что хоть у Стругацких мне в той или иной степени нравится все, но всё-таки юмористически-сатиристические произведения идут труднее. я без ума от произведений о Мире Полудня, они мне как-то ближе, интереснее, все эти другие планеты, прекрасные, умные, добрые и хорошие люди, тайны, загадки, интриги... может быть, внесло свой вклад и то, что моей первой книгой был "Обитаемый остров", где с первых же страниц Каммерер предстает во всей своей красе, нещадно ассоциируясь в девичьем сердце с Фёдором. ну да ладно. в общем, сложилось так, что такие книги как "Сказка о Тройке", "Понедельник начинается в субботу" и вот "Второе нашествие марсиан" хоть и доставляют изрядное удовольствие в процессе прочтения, но все-таки нравятся мне меньше того же "Обитаемого острова", "Пикника" и прочих повестей о 22 веке. касательно "Второго нашествия" в частности - горька мысль, что человечеству дороже бытовое благополучие нежели потенциал развития. горька потому, что, пожалуй, в нынешней нашей жизни она наиболее реальна. помню эту цитату, широко разошедшуюся по интернету, ее приписывают Брэдбери, но я не уверена в том,что это так, - "человечество могло бы полететь на Марс, а вместо этого изобрело айфон". ну или что-то в этом духе. это, наверное, как продолжение мысли из "Хищных вещей века" про общество потребления, что людей губит прежде всего банальное желание получать удовольствие. вот и во "Втором нашествии" - зять Аполлона пытается ему втолковать что-то про свободу действий и развития, но тот, как и большинство, нуждается только в благосостоянии и удовлетворении своих потребностей. "не баллистические ракеты, а всего-навсего горсть медяков за стакан желудочного сока погубили цивилизацию..."
"Отель" и "Пикник""Отель "У погибшего альпиниста" - повесть, не похожая ни на что, лёгкая, но вместе с тем и напряженная, стандартный детектив об убийстве в закрытом пространстве с нестандартным разрешением. из-за того, что впечатления смешались под влиянием другого прочитанного, не могу сказать чего-то определенного, разве что то, что читать интересно, и мне определенно, очень даже понравилась Брюн.
Вот "Пикник на обочине", конечно, впечатлил меня больше. попал во всё, что я люблю, можно сказать. напомнил "Улитку на склоне" и "Обитаемый остров" по ситуации, в которую попадает главный герой, но, разумеется, отличается и по мотивам, и по отношению самого героя к Зоне. БН писал, что и для самих Стругацких такой персонаж был необычен и пришелся очень по душе, вот и у меня было так же, причем прослеживалась ассоциация с Редраком из трилогии Лукьяненко "Лорд с планеты Земля", во многом из-за созвучия имен, но и в характере было у них что-то общее. повествование, надо сказать, захватывало. очень. было безумно интересно читать про Зону, про вещи, которые оттуда выносили, про то, какие действия они производили и эффекты. ужасно хотелось узнать больше и больше, но уже наученная опытом с Лесом, Саракшем и "Попыткой к бегству" я была готова к тому, что полного объяснения не будет. впрочем, наверное, без него и лучше, потому что сохраняется атмосфера пугающей неизвестности, и от равнодушной фразы "вон там лежит гора тряпок - это был Очкарик" буквально мороз по коже. похожее чувство возникает и от Мартышки, и от мертвецов, возвращающихся в свои дома из могил. на протяжении книги ты наблюдаешь за изменением Редрика, его взрослением - и преисполняешься его же отчаянием в конце, когда усталый, запутавшийся, потерявший смысл если не жизни, то деятельности, сталкер просит от всей души - "...вытяни из меня сам, чего же я хочу, – ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!».
я, честно говоря, пыталась осилить "Сталкера" Тарковского по мотивам, но не смогла. все больше убеждаюсь в том, что не будет для меня хорошей экранизации АБС, потому что действительно свое воображение и восприятие не перебьет никакой режиссер, каким бы гениальным он ни был.
"Малыш", "Парень", "За миллиард лет до конца света""Малыш" и "Парень из преисподней" тоже пришлись мне очень по душе. снова Мир Полудня же! люблю его всей душой, люблю людей, которые там, для меня это идеальный мир, в котором мне бы хотелось жить. и снова привет от Горбовского, теплый и дорогой сердцу привет.
в "Малыше" научная фантастика как она есть - на первом плане не какие-то философские проблемы, а просто история мальчика, воспитанного инопланетянами, причем совсем другой цивилизации. история захватывающая и интересная, во многом опять недосказанностью. безумно жаль, что АБС так и не решились написать продолжение, а именно - взгляд на все эти события глазами Малыша, потому что именно этого-то мне и не хватало, именно это-то мне и хотелось узнать.
в "Парне из преисподней" - наглядная иллюстрация поговорки "в гостях хорошо,а дома лучше". это - о том, что люди, как бы ни были похожи биологически, от рождения все tabula rasa, и именно под влиянием окружения и ценностей, прививаемых обществом, мы становимся теми, кто мы есть. и бороться с этим очень трудно, в итоге все равно возвращаешься к тому, к чему привык, какой бы хорошей новая жизнь не была. и мне очень нравится, как БН сказал о Гаге - "не хотел бы видеть его среди своих друзей, но и среди врагов тоже". да, человек он совсем другой, упрямый и в чем-то жестокий, но есть в нем благородство и что-то доброе.
кстати, заметила забавную деталь в комментариях БН: перед тем, как написать "Парня из преисподней", у Стругацких было несколько сюжетов, и вот один из них НУ ПРОСТО ЖУТКО ЧТО-ТО НАПОМИНАЕТ ДА
«Рукопись, обнаруженная при странных обстоятельствах». Дневник человека, которого принимают за пришельца, хотя он всего-навсего талантливый фокусник-любитель. Он пишет в дневнике некий роман о мире, где установленная кем-то (и зачем-то) машина отлавливает и забрасывает в будущее произвольно выбранных людей – некая появляющаяся где попало и потом без следа исчезающая телефонная будка, глотающая абонентов телефонной сети. Герой пишет обо всем этом, как о собственной судьбе.
ПРИШЕЛЕЦ. ТЕЛЕФОННАЯ БУДКА. ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ.
конечно, это было после того, как Доктора Кто запустили в эфир. но в условиях изоляции СССР и учитывая, что в комментариях о нем ни слова, хотя БН обычно всегда упоминал, если их что-то вдохновляло - можно ли думать, что это было каким-то невероятным совпадением? вопрос риторический, но в любом случае деталь крайне забавная :3
"За миллиард лет до конца света" шло, откровенно говоря, туго. мысль интересная, но шло туго. Комментарии БН помогли понять, о чем оно написано и почему оно написано, сама повесть внесла какой-то свой вклад в мою копилку мыслей о судьбе, ее предопределенности и влияния на нашу жизнь, но в целом таки прошла мимо. хотя и заставила задуматься о том, к чему больше склоняюсь я сама - к тому, чтобы продолжать бороться с судьбой или покориться и выбрать путь наименьшего сопротивления. до сих пор я полагала и полагаю, что некая доля определенности всё-таки есть, но тем не менее очень и очень многое зависит от нас самих, наших действий и решений, потому что изначально заданы только определенные параметры и условия, в которых мы окажемся, а свобода выбора полностью предоставляется нам. и каждый волен выбирать то, чем он станет.
"Град обреченный"ну а самое главное - я наконец прочитала "Град обреченный". надо сказать, что изначально отношение к этой книге у меня было какое-то особенное, она воспринималась мной как нечто значительное и масштабное, и я всё медленно и медленно подбиралась к ней, почему-то не хотелось мне торопить события и нарушать собственное правило читать в хронологическом порядке. теперь я думаю, что это, пожалуй, хорошо, потому что за это время я лучше поняла Стругацких, больше узнала о них, проследила их изменение, совсем как Андрея в "Граде" - "...с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве". ведь в самом деле, в "Стране багровых туч" упорная вера авторов в пожертвование всем ради общественного блага, в идеи коммунизма как такового, прет чуть ли не изо всех щелей и видна невооруженным глазом, а в "Граде" - хаос, неопределенность, неясность...в "Комментариях к пройденному" БН сказал, что роман изначально задумывался как автобиографический. есть в этом что-то, определенно.
поначалу читать было несколько неприятно: хаос, грязь, неупорядоченность. безумно хотелось навести там порядок, чтобы люди жили по-человечески. перед глазами так и вставали картины из фильма Германа-старшего по "Трудно быть богом", я тогда подумала еще, что вот "Град" бы ему надо было снимать, а не ТББ. БН писал, что "на протяжении многих лет главным возбуждающим к активности и вдохновляющим элементом в нашей работе было сознание того, что мы пишем каждый раз нечто ранее не писанное – если не по идее своей, то значит по форме, если не в мировом масштабе, то хотя бы в пространстве отечественной литературы, или хотя бы в рамках личного писательского опыта", и действительно, "Град" оставлял впечатление чего-то другого, непохожего на предыдущее, новое, во многом из-за количества грязи. ну, скажем, даже в "Пикнике" такого не было. зато очень хорошо чувствовался Город, его обитатели и атмосфера, там царившая.
за что я еще так люблю Стругацких - за то, что очень сложно остановиться, начав читать. поэтому, несмотря на всю эстетическую нелицеприятность, желание понять и узнать, что это за Эксперимент, что вообще происходит и что произойдет, снова гнало меня вперед, заставляя жадно проглатывать страницу за страницей и снова читать везде и всюду. как и ожидалось, про Эксперимент было сказано ужасно мало, но ведь и не в нем была цель. мне страшно хотелось узнать, в чем была эта цель, поэтому книгу я прочитала за два дня, и когда прочитала, мне просто захотелось беззвучно завопить в пустоту от того, насколько Изя Кацман точно высказал все, о чем я думала весь последний год и даже, пожалуй, чуточку больше. о том, что есть люди, наделенные свыше какой-то невероятной внутренней силой, талантом, возможностью творить и задевать этим других людей, побуждать их становиться лучше и думать о себе и о других; что есть люди, восприимчивые к результатам деятельности первых, чуткие и умные, жадные до познания себя и окружающего мира; что есть люди, которые просто живут обычной жизнью, не особо задумываясь о том и об этом. я начала задумываться об этом всем где-то после встречи с Федей, наверное, когда поговорила с ним и совершенно неожиданно для себя открыла, что он не похож на других людей, которых я встречала до этого, что было в нем что-то отличное - он жил чем-то большим, чем просто обыденные потребности, думал и осознавал. и вот как-то после этого я начала понимать, что такие-то люди мне и нужны, с такими-то мне интереснее всего, и подсознательно начала замечать, какие из окружающих меня людей к какой категории относятся. начала искать этот "внутренний свет" или не знаю как это назвать - потребность в мыслях, познании. и чем дальше, тем больше развивалась эта мысль, и она была для меня такой необычной, казалась каким-то таким нежданным откровением, что я пыталась поделиться этим с теми, кто, по моему мнению, относился к людям думающим. иногда у меня получалось донести, и со мной соглашались, иногда нет, и, возможно, это было от того, что мысль эта не была сформирована полностью, были неясности и противоречия, в частности - этические, потому что по моему искреннему убеждению нельзя ставить себя выше других, но с такой идеей не ставить себя выше или даже как минимум просто не противопоставлять было невозможно. "Не люблю я, когда людей делят на важных и неважных. Неправильно это". но и об этом Изя сказал - "элита в себе, элита для себя самой – кому она мешает? Она раздражает – до бешенства, до неистовства! – это другое дело, но ведь раздражать – это одна из ее функций... А полное равенство – это же болото, застой. Спасибо надо сказать матушке-природе, что такого быть не может – полного равенства...", и как-то спокойнее стало, что ли. нужно просто уважать друг друга, признавать, что у других могут быть другие ценности, и что действуют они, исходя из этих своих ценностей. "Потому что каждый делает, что в его силах. Один – революцию, другой – свистульку. У меня, может, сил только на одну свистульку и хватает, так что же я – говно теперь?.." и, конечно, идея храма как цели существования. "Я открыл в себе и для себя эту цель – цель моего существования, понимаешь? Моего и мне подобных... <...> А идея храма, между прочим, хороша еще и тем, что умирать за нее просто-таки противопоказано. За нее жить надо. Каждый день жить, изо всех сил и на всю катушку...". я тоже открыла для себя эту идею недавно, что жить надо изо всех сил, стремясь к своим ценностям, по возможности доносить их для других, наполнять свое существование чем-то значимым, пытаться внести что-то в "храм", пусть и отвалится оно со временем. "И храм этот – во мне, а значит, и я – часть храма, значит, с моим осознанием себя храм увеличился еще на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть я даже ни крошки не вложу в стену... Хотя я, конечно, постараюсь вложить, уж будь уверен. Это будет наверняка очень маленькая крупинка, хуже того – крупинка эта со временем, может быть, просто отвалится, не пригодится для храма, но в любом случае я знаю: храм во мне был и был крепок и мною тоже".
в общем, я считаю, что очень правильно, что я дошла до "Града" только сейчас. я, пожалуй, даже немного горжусь тем, что до этих идей я дошла сама, что не прочитала о них где-то, а именно сама додумалась на основе анализа самой себя и происходящего вокруг. не говоря уже о том, какой восторг вызывает у меня тот факт, что мои собственные мысли настолько точно воспроизведены у моих любимых писателей. а еще больше я рада тому, что идея храма помогла несколько упорядочить мое мировоззрение, внесла какие-то новые элементы, помогла понять и развить эту мысль дальше. я уверена, что "Град" - это именно одна из тех книг, что повлияют на мою дальнейшую жизнь и способ мышления, пройдут со мной через весь жизненный путь. я бы, на самом деле, включила бы даже этот роман в школьную программу по литературе, в 11 класс. конечно, многие не поймут, не прочтут даже краткого содержания, не примут, как это часто бывает, но ведь будут же непременно те, кто проникнется и осознает. мне кажется, это очень нужная книга. и уж теперь-то - действительно значимая и масштабная, как я и чувствовала.
есть, конечно, много других замечательных писателей, с чьим творчеством мне хочется ознакомиться, но всё ж таки это уже не совсем то. Стругацкие - это что-то особенное, неотъемлемая часть, как Сплин.
так вот, на позапрошлой неделе я залпом проглотила "Второе нашествие марсиан", "Отель "У погибшего альпиниста", "Пикник на обочине", "Малыша", "Парня из преисподней" и "За миллиард лет до конца света", а сегодня закончила читать "Град обреченный".
"Второе нашествие марсиан"Надо сказать, что хоть у Стругацких мне в той или иной степени нравится все, но всё-таки юмористически-сатиристические произведения идут труднее. я без ума от произведений о Мире Полудня, они мне как-то ближе, интереснее, все эти другие планеты, прекрасные, умные, добрые и хорошие люди, тайны, загадки, интриги... может быть, внесло свой вклад и то, что моей первой книгой был "Обитаемый остров", где с первых же страниц Каммерер предстает во всей своей красе, нещадно ассоциируясь в девичьем сердце с Фёдором. ну да ладно. в общем, сложилось так, что такие книги как "Сказка о Тройке", "Понедельник начинается в субботу" и вот "Второе нашествие марсиан" хоть и доставляют изрядное удовольствие в процессе прочтения, но все-таки нравятся мне меньше того же "Обитаемого острова", "Пикника" и прочих повестей о 22 веке. касательно "Второго нашествия" в частности - горька мысль, что человечеству дороже бытовое благополучие нежели потенциал развития. горька потому, что, пожалуй, в нынешней нашей жизни она наиболее реальна. помню эту цитату, широко разошедшуюся по интернету, ее приписывают Брэдбери, но я не уверена в том,что это так, - "человечество могло бы полететь на Марс, а вместо этого изобрело айфон". ну или что-то в этом духе. это, наверное, как продолжение мысли из "Хищных вещей века" про общество потребления, что людей губит прежде всего банальное желание получать удовольствие. вот и во "Втором нашествии" - зять Аполлона пытается ему втолковать что-то про свободу действий и развития, но тот, как и большинство, нуждается только в благосостоянии и удовлетворении своих потребностей. "не баллистические ракеты, а всего-навсего горсть медяков за стакан желудочного сока погубили цивилизацию..."
"Отель" и "Пикник""Отель "У погибшего альпиниста" - повесть, не похожая ни на что, лёгкая, но вместе с тем и напряженная, стандартный детектив об убийстве в закрытом пространстве с нестандартным разрешением. из-за того, что впечатления смешались под влиянием другого прочитанного, не могу сказать чего-то определенного, разве что то, что читать интересно, и мне определенно, очень даже понравилась Брюн.
Вот "Пикник на обочине", конечно, впечатлил меня больше. попал во всё, что я люблю, можно сказать. напомнил "Улитку на склоне" и "Обитаемый остров" по ситуации, в которую попадает главный герой, но, разумеется, отличается и по мотивам, и по отношению самого героя к Зоне. БН писал, что и для самих Стругацких такой персонаж был необычен и пришелся очень по душе, вот и у меня было так же, причем прослеживалась ассоциация с Редраком из трилогии Лукьяненко "Лорд с планеты Земля", во многом из-за созвучия имен, но и в характере было у них что-то общее. повествование, надо сказать, захватывало. очень. было безумно интересно читать про Зону, про вещи, которые оттуда выносили, про то, какие действия они производили и эффекты. ужасно хотелось узнать больше и больше, но уже наученная опытом с Лесом, Саракшем и "Попыткой к бегству" я была готова к тому, что полного объяснения не будет. впрочем, наверное, без него и лучше, потому что сохраняется атмосфера пугающей неизвестности, и от равнодушной фразы "вон там лежит гора тряпок - это был Очкарик" буквально мороз по коже. похожее чувство возникает и от Мартышки, и от мертвецов, возвращающихся в свои дома из могил. на протяжении книги ты наблюдаешь за изменением Редрика, его взрослением - и преисполняешься его же отчаянием в конце, когда усталый, запутавшийся, потерявший смысл если не жизни, то деятельности, сталкер просит от всей души - "...вытяни из меня сам, чего же я хочу, – ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!».
я, честно говоря, пыталась осилить "Сталкера" Тарковского по мотивам, но не смогла. все больше убеждаюсь в том, что не будет для меня хорошей экранизации АБС, потому что действительно свое воображение и восприятие не перебьет никакой режиссер, каким бы гениальным он ни был.
"Малыш", "Парень", "За миллиард лет до конца света""Малыш" и "Парень из преисподней" тоже пришлись мне очень по душе. снова Мир Полудня же! люблю его всей душой, люблю людей, которые там, для меня это идеальный мир, в котором мне бы хотелось жить. и снова привет от Горбовского, теплый и дорогой сердцу привет.
в "Малыше" научная фантастика как она есть - на первом плане не какие-то философские проблемы, а просто история мальчика, воспитанного инопланетянами, причем совсем другой цивилизации. история захватывающая и интересная, во многом опять недосказанностью. безумно жаль, что АБС так и не решились написать продолжение, а именно - взгляд на все эти события глазами Малыша, потому что именно этого-то мне и не хватало, именно это-то мне и хотелось узнать.
в "Парне из преисподней" - наглядная иллюстрация поговорки "в гостях хорошо,а дома лучше". это - о том, что люди, как бы ни были похожи биологически, от рождения все tabula rasa, и именно под влиянием окружения и ценностей, прививаемых обществом, мы становимся теми, кто мы есть. и бороться с этим очень трудно, в итоге все равно возвращаешься к тому, к чему привык, какой бы хорошей новая жизнь не была. и мне очень нравится, как БН сказал о Гаге - "не хотел бы видеть его среди своих друзей, но и среди врагов тоже". да, человек он совсем другой, упрямый и в чем-то жестокий, но есть в нем благородство и что-то доброе.
кстати, заметила забавную деталь в комментариях БН: перед тем, как написать "Парня из преисподней", у Стругацких было несколько сюжетов, и вот один из них НУ ПРОСТО ЖУТКО ЧТО-ТО НАПОМИНАЕТ ДА
«Рукопись, обнаруженная при странных обстоятельствах». Дневник человека, которого принимают за пришельца, хотя он всего-навсего талантливый фокусник-любитель. Он пишет в дневнике некий роман о мире, где установленная кем-то (и зачем-то) машина отлавливает и забрасывает в будущее произвольно выбранных людей – некая появляющаяся где попало и потом без следа исчезающая телефонная будка, глотающая абонентов телефонной сети. Герой пишет обо всем этом, как о собственной судьбе.
ПРИШЕЛЕЦ. ТЕЛЕФОННАЯ БУДКА. ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ.
конечно, это было после того, как Доктора Кто запустили в эфир. но в условиях изоляции СССР и учитывая, что в комментариях о нем ни слова, хотя БН обычно всегда упоминал, если их что-то вдохновляло - можно ли думать, что это было каким-то невероятным совпадением? вопрос риторический, но в любом случае деталь крайне забавная :3
"За миллиард лет до конца света" шло, откровенно говоря, туго. мысль интересная, но шло туго. Комментарии БН помогли понять, о чем оно написано и почему оно написано, сама повесть внесла какой-то свой вклад в мою копилку мыслей о судьбе, ее предопределенности и влияния на нашу жизнь, но в целом таки прошла мимо. хотя и заставила задуматься о том, к чему больше склоняюсь я сама - к тому, чтобы продолжать бороться с судьбой или покориться и выбрать путь наименьшего сопротивления. до сих пор я полагала и полагаю, что некая доля определенности всё-таки есть, но тем не менее очень и очень многое зависит от нас самих, наших действий и решений, потому что изначально заданы только определенные параметры и условия, в которых мы окажемся, а свобода выбора полностью предоставляется нам. и каждый волен выбирать то, чем он станет.
"Град обреченный"ну а самое главное - я наконец прочитала "Град обреченный". надо сказать, что изначально отношение к этой книге у меня было какое-то особенное, она воспринималась мной как нечто значительное и масштабное, и я всё медленно и медленно подбиралась к ней, почему-то не хотелось мне торопить события и нарушать собственное правило читать в хронологическом порядке. теперь я думаю, что это, пожалуй, хорошо, потому что за это время я лучше поняла Стругацких, больше узнала о них, проследила их изменение, совсем как Андрея в "Граде" - "...с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве". ведь в самом деле, в "Стране багровых туч" упорная вера авторов в пожертвование всем ради общественного блага, в идеи коммунизма как такового, прет чуть ли не изо всех щелей и видна невооруженным глазом, а в "Граде" - хаос, неопределенность, неясность...в "Комментариях к пройденному" БН сказал, что роман изначально задумывался как автобиографический. есть в этом что-то, определенно.
поначалу читать было несколько неприятно: хаос, грязь, неупорядоченность. безумно хотелось навести там порядок, чтобы люди жили по-человечески. перед глазами так и вставали картины из фильма Германа-старшего по "Трудно быть богом", я тогда подумала еще, что вот "Град" бы ему надо было снимать, а не ТББ. БН писал, что "на протяжении многих лет главным возбуждающим к активности и вдохновляющим элементом в нашей работе было сознание того, что мы пишем каждый раз нечто ранее не писанное – если не по идее своей, то значит по форме, если не в мировом масштабе, то хотя бы в пространстве отечественной литературы, или хотя бы в рамках личного писательского опыта", и действительно, "Град" оставлял впечатление чего-то другого, непохожего на предыдущее, новое, во многом из-за количества грязи. ну, скажем, даже в "Пикнике" такого не было. зато очень хорошо чувствовался Город, его обитатели и атмосфера, там царившая.
за что я еще так люблю Стругацких - за то, что очень сложно остановиться, начав читать. поэтому, несмотря на всю эстетическую нелицеприятность, желание понять и узнать, что это за Эксперимент, что вообще происходит и что произойдет, снова гнало меня вперед, заставляя жадно проглатывать страницу за страницей и снова читать везде и всюду. как и ожидалось, про Эксперимент было сказано ужасно мало, но ведь и не в нем была цель. мне страшно хотелось узнать, в чем была эта цель, поэтому книгу я прочитала за два дня, и когда прочитала, мне просто захотелось беззвучно завопить в пустоту от того, насколько Изя Кацман точно высказал все, о чем я думала весь последний год и даже, пожалуй, чуточку больше. о том, что есть люди, наделенные свыше какой-то невероятной внутренней силой, талантом, возможностью творить и задевать этим других людей, побуждать их становиться лучше и думать о себе и о других; что есть люди, восприимчивые к результатам деятельности первых, чуткие и умные, жадные до познания себя и окружающего мира; что есть люди, которые просто живут обычной жизнью, не особо задумываясь о том и об этом. я начала задумываться об этом всем где-то после встречи с Федей, наверное, когда поговорила с ним и совершенно неожиданно для себя открыла, что он не похож на других людей, которых я встречала до этого, что было в нем что-то отличное - он жил чем-то большим, чем просто обыденные потребности, думал и осознавал. и вот как-то после этого я начала понимать, что такие-то люди мне и нужны, с такими-то мне интереснее всего, и подсознательно начала замечать, какие из окружающих меня людей к какой категории относятся. начала искать этот "внутренний свет" или не знаю как это назвать - потребность в мыслях, познании. и чем дальше, тем больше развивалась эта мысль, и она была для меня такой необычной, казалась каким-то таким нежданным откровением, что я пыталась поделиться этим с теми, кто, по моему мнению, относился к людям думающим. иногда у меня получалось донести, и со мной соглашались, иногда нет, и, возможно, это было от того, что мысль эта не была сформирована полностью, были неясности и противоречия, в частности - этические, потому что по моему искреннему убеждению нельзя ставить себя выше других, но с такой идеей не ставить себя выше или даже как минимум просто не противопоставлять было невозможно. "Не люблю я, когда людей делят на важных и неважных. Неправильно это". но и об этом Изя сказал - "элита в себе, элита для себя самой – кому она мешает? Она раздражает – до бешенства, до неистовства! – это другое дело, но ведь раздражать – это одна из ее функций... А полное равенство – это же болото, застой. Спасибо надо сказать матушке-природе, что такого быть не может – полного равенства...", и как-то спокойнее стало, что ли. нужно просто уважать друг друга, признавать, что у других могут быть другие ценности, и что действуют они, исходя из этих своих ценностей. "Потому что каждый делает, что в его силах. Один – революцию, другой – свистульку. У меня, может, сил только на одну свистульку и хватает, так что же я – говно теперь?.." и, конечно, идея храма как цели существования. "Я открыл в себе и для себя эту цель – цель моего существования, понимаешь? Моего и мне подобных... <...> А идея храма, между прочим, хороша еще и тем, что умирать за нее просто-таки противопоказано. За нее жить надо. Каждый день жить, изо всех сил и на всю катушку...". я тоже открыла для себя эту идею недавно, что жить надо изо всех сил, стремясь к своим ценностям, по возможности доносить их для других, наполнять свое существование чем-то значимым, пытаться внести что-то в "храм", пусть и отвалится оно со временем. "И храм этот – во мне, а значит, и я – часть храма, значит, с моим осознанием себя храм увеличился еще на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть я даже ни крошки не вложу в стену... Хотя я, конечно, постараюсь вложить, уж будь уверен. Это будет наверняка очень маленькая крупинка, хуже того – крупинка эта со временем, может быть, просто отвалится, не пригодится для храма, но в любом случае я знаю: храм во мне был и был крепок и мною тоже".
в общем, я считаю, что очень правильно, что я дошла до "Града" только сейчас. я, пожалуй, даже немного горжусь тем, что до этих идей я дошла сама, что не прочитала о них где-то, а именно сама додумалась на основе анализа самой себя и происходящего вокруг. не говоря уже о том, какой восторг вызывает у меня тот факт, что мои собственные мысли настолько точно воспроизведены у моих любимых писателей. а еще больше я рада тому, что идея храма помогла несколько упорядочить мое мировоззрение, внесла какие-то новые элементы, помогла понять и развить эту мысль дальше. я уверена, что "Град" - это именно одна из тех книг, что повлияют на мою дальнейшую жизнь и способ мышления, пройдут со мной через весь жизненный путь. я бы, на самом деле, включила бы даже этот роман в школьную программу по литературе, в 11 класс. конечно, многие не поймут, не прочтут даже краткого содержания, не примут, как это часто бывает, но ведь будут же непременно те, кто проникнется и осознает. мне кажется, это очень нужная книга. и уж теперь-то - действительно значимая и масштабная, как я и чувствовала.
@темы: АБС