понедельник, 25 ноября 2013
дочитала сегодня "Далекую Радугу", а несколькими днями ранее - "Попытку к бегству". читается все взахлеб, оторваться невозможно, и я до невозможности люблю эти моменты, когда погружаюсь в Мир Полудня, и окружающая реальность перестает существовать - есть только отважные и прекрасные люди, попадающие в самые невероятные ситуации.
на самом деле, несколько обидно даже, что эти книги пролетают так быстро, и я не задумываюсь над ними столько, сколько нужно, чтобы они осели в памяти ценными мыслями, которые могли бы подтолкнуть меня к чему-то важному для понимания себя и окружающего мира. поэтому, наверное, и пишу сюда, чтобы хоть как-то запомнить и осознать.
читать дальшев "Попытке к бегству" очень отчетливо видна разница между менталитетом человека 20-21 века, человека 23 века и человека средневековья. столкнулись настоящее, прошлое и будущее, ага. и мне, как человеку настоящего, хотелось чуть ли не вопить, когда люди Полудня до последнего пытались наладить все мирным путем, потому что ну бесполезно же, бес-по-лез-но. хотя, с другой стороны, идея, что люди настолько выросли в моральном плане, что перестали даже предполагать что-то плохое в действиях людей по отношению к друг другу, и пытаются найти негативу рациональное объяснение, прекрасна в своей утопичности. и вот что еще мне очень понравилось - рассуждения Саула о том, что история непременно должна идти своим естественным путем, и только тогда общество может прийти к стабильности и процветанию, что нельзя какими-то действиями кардинально все исправить - прежде, чем изменится общество, должен измениться человек. должна измениться психология, должно появиться стремление к хорошему, осознание гуманных ценностей и прочее, без чего невозможно благополучие. должны быть свои предпосылки и причины к тому, чтобы что-нибудь произошло, а иначе всё равно всё вернется на круги своя. в принципе, эта же идея подтверждается в рассказе "Бедные злые люди", где вмешательство людей из Мира Полудня в жизнь какой-то отсталой страны вовсе не помогает сиюминутно установить счастье и порядок. хотя иногда в какой-то мере вмешательство и помощь со стороны очень даже помогают, но только когда они усваиваются и переосмысливаются по-своему - история той же Южной Кореи, например. в конце концов, проблема "прогрессорства" в какой-то мере в нашем мире тоже актуальна, потому что взаимодействия развитых и развивающихся стран, по большей части, тоже относятся к этому вопросу. ну да ладно, посмотрим,как оно будет в "Трудно быть богом".
а вот в "Далёкой Радуге" проблема немного другая - людям приходится расплачиваться за свое стремление покорить законы Вселенной и раздвинуть рамки. Федя вот сказал, что после прочтения им овладела невероятная гордость за людей, и я с ним согласна - люди совершенно прекрасные, даже идеальные, но при этом все-таки люди, каждому из которых хочется жить. "Молодому - потому что прожил слишком мало, а старому - потому что жить осталось мало". и есть те, которые слабее, но в них нет эгоизма и подлости, а только тревога за близких, и блин, мне снова хотелось завопить, ну разве стоят эти опыты людских жизней, тем более таких >< впрочем, для них, наверное, действительно просто не было бы другого выхода - они настолько преданы своему делу и так сильно его любят, что не остановились бы, даже если бы им приказали. да и, в сущности, в самом конце они не сожалеют о том, что так вышло - просто принимают свою участь, каждый по-своему наслаждаясь последними часами жизни. замечательные, умные, добрые люди, которыми, надеюсь, мы когда-нибудь станем.
и, наверное, под влиянием этого всего, мне в очередной раз подумалось сегодня, что все-таки я люблю жизнь, со всеми этими ее неудачами и злобными тетками в кассе метро, с аналитичками, которые жутко не хочется писать, и километрами, которые жутко хочется преодолеть. "жизнь - это самое волшебное слово", и... и почему-то все сходится на одном человеке, всё самое хорошее и радостное, причем не вплотную зависящее, а просто все сходится. и я не могу объяснить, почему так, отчего, как это началось и почему не может прекратиться, зачем оно вообще в моей жизни, но я, кажется, давно уже забыла, как без этого жить. да и не хочу жить. в "Попытке" на эту тему тоже была абсолютно прекрасная цитата, лучше которой и не скажешь:
Антон посмотрел на букетик гвоздик, лежащий перед экраном. Эх, Галка, подумал он. Он подышал на пульт и написал пальцем на исчезающем матовом круге: «Эх ты, Галка...» Буквы быстро растаяли, он даже не успел поставить восклицательный знак. Тогда он еще раз подышал на пульт и поставил восклицательный знак отдельно. Потом он снова откинулся в кресле и в сто первый раз попытался логически решить задачу: «Я люблю девушку, девушка меня не любит, но относится хорошо. Что делать?»
Что, собственно, изменилось бы, если бы она меня полюбила? Можно было бы обнимать ее и целовать. Можно было бы быть все время вместе с ней. Я бы гордился. Все, кажется. Глупо, но все. Просто исполнилось бы еще одно желание. Как все это убого выглядит, когда рассуждаешь логически! А по-другому рассуждать я не умею. Пустой я человек, циник. Он увидел Галку, как она говорит, – немного через плечо, и глаза у нее прикрыты ресницами... Почему все устроено так глупо: можно спасти человека от любой неважной беды – от болезни, от равнодушия, от смерти, и только от настоящей беды – от любви – ему никто и ничем не может помочь... Всегда найдется тысяча советчиков, и каждый будет советовать сам себе. Да и потерпевший-то, дурак, сам не хочет, чтобы ему помогали, вот что дико.
мне бы очень хотелось, чтобы эта история не заканчивалась вот так. потому что я вижу и чувствую что-то совершенно необычное и ни с чем не сравнимое, и просто. не может. закончиться. так. должно быть что-то более значительное, иначе в моей жизни случится что-то непоправимое
это все надежда, она не умирает, но понемногу мне становится спокойнее - наверное, даже уже стало спокойнее, как героям "Радуги" перед лицом смерти - просто так вышло, другого выхода нет, а значит, нужно просто наслаждаться тем,что есть
главное ведь - что мы еще увидимся
@темы:
АБС,
феррит натрия